O’ZB РУС Eng

Акционерное общество
O’zbekiston temir yo’llari

Телефон доверия

(+998 71) 237-99-98

ПН. - ПТ. С 9-00 ПО 18-00
Справочная ж/д вокзала

1005

(круглосуточно)

Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: взгляд из Узбекистана

14.08.2018 10775


В сентябре текущего года Ташкент превратится в международную экспертную площадку по выработке идей и предложений в деле дальнейшего развития транспортных проектов в Центральной Азии. В столице пройдёт международная конференция на тему «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности». Эксперт Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан С.Жураев поделился с информацией о предстоящем международном форуме.

- В мировом сообществе всё более возрастает интерес к предстоящей международной конференции «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности», которая состоится в сентябре текущего года в Ташкенте. Могли бы вы подробнее рассказать о повестке дня конференции? 

- Данный форум, прежде всего, направлен на обсуждение и разработку совместных усилий и мер по развитию транспортно-транзитного потенциала всего региона Центральной Азии, являющийся одним из главных локомотивов динамичного экономического развития нашего региона. Учитывая важность и актуальность развития Центральной Азии, как единого целого региона. Глава Узбекистана Ш.Мирзиёев с первых дней на посту Президента страны обозначил проведение проактивной региональной политики, создание благоприятной политической атмосферы в Центральной Азии, выстраивание конструктивных и взаимовыгодных отношений со странами региона во всех направлениях, в том числе в транспортном – главным приоритетом внешней политики Узбекистана.

В нашей стране уделяется особое внимание вопросам дальнейшего развития транспортной инфраструктуры и увеличению объемов транзитных грузоперевозок. В настоящее время в Узбекистане реализуется «Программа развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2015 - 2019 годы», которая предусматривает выработку единой комплексной стратегии в  области развития национальной транспортной отрасли, отвечающей высоким международным требованиям и стандартам, а также обеспечение ее широкой интеграции в международные транспортные коммуникации с учетом перспективных потребностей республиканских производителей в продвижении своей продукции на региональные и мировые рынки.

Нужно учесть, что сегодня в стране создаются необходимые условия для дальнейшего развития транспортно-транзитного потенциала. В стране проводится работа по увеличению пропускной способности транспортной системы, устранению имеющихся барьеров для беспрепятственного транзита через территорию Узбекистана, которые имеют огромное значение для развития международных транспортных коридоров в Центральной Азии. 

Для воплощения в жизнь ключевых вопросов регионального развития, в ноябре 2017 года в г.Самарканд состоялась международная конференция «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания». Президент нашей страны Ш.Мирзиеев, выступая на этой конференции, говорил о последних тенденциях развития регионального сотрудничества во всех актуальных сферах и инициировал ряд предложений по Центральной Азии. Одна из ключевых инициатив Главы Узбекистана – принятие резолюции ООН по Центральной Азии получила широкую международную поддержку и в июне этого года ГА ООН приняла Резолюцию «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в  Центрально-азиатском регионе». В Резолюции особое место отведено развитию инфраструктуры поддержки транспорта и транзитных коридоров и укреплению связей между всеми видами транспорта, в том числе, путем открытия новых автомобильных и железных дорог, а также авиамаршрутов, наряду с реализацией охватывающих Центральную Азию соглашений по вопросам транспорта и транзита.

Через регион проходят кратчайшие маршруты, соединяющие между собой крупные международные рынки. Транспортно-транзитный потенциал региона определяется  геостратегическим положением в центре «Великого шёлкового пути», исторически служившего мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом. Президент Ш.Мирзиёев, выступая на консультативной встрече глав государств Центральной Азии в марте текущего года, в Астане, подчеркнул, что приоритетом должна стать реализация транспортно-коммуникационных проектов, которые позволят связать Центральную Азию с крупнейшими морскими портами и мировыми рынками.
Осознавая актуальность формирования новых и существующих транспортных коридоров в Центральной Азии, именно в ходе  Самаркандской конференции, Президент Ш.Мирзиёев инициировал проведение в Ташкенте международной конференции по транспортным коридорам. 

На предстоящей Ташкентской конференции ожидается выработка предложений по развитию транспортно-транзитного потенциала региона, превращению его в международный транспортный хаб, эффективному использованию транзитного потенциала международных транспортных коридоров, идущих через Центральную Азию.

- Не могли бы сказать, в чем заключается актуальность данной конференции для Узбекистана и других стран Центральной Азии? Какие вопросы будут обсуждаться на работе конференции?

- Прежде всего, хочу отметить, что на конференции будут обсуждаться те вопросы, которые, во-первых, представляют практический интерес для всех стран Центральной Азии, во-вторых, ориентированы на сотрудничество с международными организациями, прежде всего, международными финансовыми  структурами по привлечению иностранных инвестиций и инициированию новых проектов, в-третьих, направленные на выработку совместных усилий по дальнейшему совершенствованию транспортно-транзитного потенциала стран Центральной Азии. 

Актуальность для региона представляют вопросы формирования  новых транспортных и транзитных коридоров в Центральной Азии, позволяющих привлечь дополнительный грузопоток, зарубежный опыт по подготовке кадров в сфере транспорта и логистики, создать сети международных центров логистики, формировать методы эффективного использования морских и сухопутных портов зарубежных стран для развития транспортно-логистического потенциала региона, образование в Центральной Азии единого интегрированного транспортного хаба, который будет служить ключевым транзитным соединением между странами Южной и Юго-Восточной Азии, Европы, Ближнего и Среднего Востока.

Целью мероприятия является выработка совместных мер, направленных на развитие транзитного потенциала региона,  повышение эффективности международных транспортных коридоров, устранение различных барьеров при осуществлении международных перевозок и совершенствование нормативно-правовой базы и тарифной политики.

В рамках конференции будут организованы четыре секционных заседания на следующих темах:
1) Современное состояние и перспективы развития транспортно-транзитного потенциала стран Центральной Азии;
2) Мировые и региональные тенденции развития железнодорожного транспорта;
З) Международное сотрудничество по совершенствованию автомобильных перевозок: зарубежный опыт и национальная практика;
4) Актуальные вопросы развития воздушного транспорта в Центральной Азии.
В работе конференции ожидается участие более 200 человек из свыше 45 стран мира и 25 международных организаций, финансовых институтов и ведущих транспортных компаний, в том числе Всемирного банка АБР, ИБР, ЕБРР, АБИИ, ЭСКАТО ООН, ЕЭК ООН, ИКАО, ПТА, ОБСЕ, ГИЦ, ШОС, ОИС, ОЭС, СНГ, ЦАРЭС, ТРАСЕКА, МСАТ, ОСЖД и др.

- Какие меры предпринимают страны Центральной Азии для развития транспортного сотрудничество в регионе?

- По некоторым данным система железнодорожного сообщения стран Центральной Азии простирается более чем на 22 тыс.км. Казахстан обладает самой крупной и самой эксплуатируемой железной дорогой, которая составляет 6696 от общей протяженности железнодорожных путей региона и выполняет 8496 всех грузовых перевозок. По территории Узбекистана проходит около 1896 региональных железнодорожных путей, на долю которых приходится около 11% всех перевозок. Туркменистан располагает приблизительно 12% региональных железнодорожных путей и 4% от всех перевозок.

В 1993 году, в Брюсселе при участии Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана была принята «Брюссельская Декларация», которая положила начало реализации межрегиональной программе технического содействия «ТРАСЕКА», финансируемой ЕС для развития транспортного коридора из Европы через Черное море, Кавказ, Каспийское море с выходом на страны Центральной Азии. Спустя З года, в 1996 году, в действие введена железнодорожная магистраль, которая открыла новый транс-азиатский коридор для выхода стран Центральной Азии на мировой рынок через территории Ирана и Турции. 

В последнее время в условиях доверительной и дружеской атмосферы в Центральной Азии, удается достичь практических мер для воплощения в жизнь реальных транспортных проектов. Интенсивно развивается деятельность Международного интермодального центра логистики «Навои», который связывает Узбекистан с крупными логистическими центрами зарубежных стран, в частности, Франкфурт, Милан, Брюссель, Вена, Сарагоса, Осло, Базель, Дубая, Дели, Тегеран, Шанхай. 

22 июня 2016 года была введена в действие новая железная дорога «Ангрен-Пап». Данная дорога, являясь важным звеном железнодорожного коридора «Китай – Центральная Азия – Европа», обеспечит кратчайший способ выхода Китая в страны Центральной и Южной Азии, и будет способствовать развитию экономики Узбекистана.

В феврале 2017 года было восстановлено авиасообщение между Ташкентом и Душанбе, которое было прекращено в 1992 году. 

В марте того же, 2017 года было запущено скоростное железнодорожное сообщение Ташкент – Алматы, также открылись дополнительные рейсы между национальными авиаперевозчиками.
С сентября 2017 года КПП «Дустлик» на узбекско-кыргызской границе возобновил работу, что является знаковым событием в истории кыргызского и узбекского народов. Это событие послужит мощным стимулом для развития многовекторного сотрудничества между двумя странами.

В 2017 году через реку Амударью открыты новые железнодорожный и автомобильный мосты Туркменабад – Фараб, что дало возможность увеличить объём грузоперевозок в 2,5 раза. Мосты через Амударью открывают прямой выход грузопотоков из государств АТР, Южной Азии к Каспийскому морю и далее в Черноморский и Средиземноморский регионы, страны Европы, Закавказья, Ближнего и Среднего Востока. Кроме того, мосты являются важными звеньями транспортно-транзитного маршрута Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман.

Активизирована работа по строительству железной дороги Узбекистан – Кыргызстан – Китай. Данный транспортный проект представляет актуальность на пространстве ШОС, так как Китай, Кыргызстан и Узбекистан являются членами данной организации и, в случае функционирования транспортного проекта, увеличатся и расширятся торгово-экономические отношения не только между участниками проекта, но и между всеми станами Центральной Азии с Китаем. Железная дорога предоставит возможность перевозки грузов из Китая через Кыргызстан и Узбекистан в страны Восточной Европы и Ближнего Востока, тем самым она станет одним из кратчайших маршрутов транспортировки китайских грузов в страны Европы, также позволит развить транспортно-логичестическую инфраструктуру стран Центральной Азии.

В конце февраля текущего года было открыто движение по автомобильному коридору Ташкент – Андижан – Ош – Иркештам – Кашгар, который впервые позволил автоперевозчикам из Центральной Азии напрямую выходить в Китай.

В марте текущего года на границе Узбекистана и Таджикистана был открыт КПП «Джартепа», соединяющий Самарканд с Пенджикентом. Была восстановлена деятельность восьми автомобильных и одного железнодорожного пункта пропуска. Введение в эксплуатацию восстановленного участка узбекско-таджикской межгосударственной железнодорожной ветки Хушади будет играть важную роль в развитии транзитных перевозок, а также создаст условия для открытий дополнительных возможностей для выхода в Туркменистан и Афганистан.

Стратегическое будущее и перспективы Центральной Азии непосредственно связаны с вовлечением и активным участием в региональных процессах Афганистана, так как эта страна является неотъемлемой частью региона. В ходе визита президента Афганистана А.Гани в Узбекистан, в 2017 году, были достигнуты договоренности по реализации проекта по строительству линии электропередачи Сурхан – Пули Хумри. Новая линия несомненно позволит увеличить поставки электроэнергии из Узбекистана в Афганистан на 70% до 6 миллиардов кВт.ч в год. 
Большой вклад в развитие Афганистана вносит наша страна, построившая в 2011 году первую в Афганистане железную дорогу «Хайратон – Мазари-Шариф». В перспективе, между сторонами будет реализован проект строительства железной дороги «Мазари-Шариф – Герат», которая внесет существенный вклад в экономическое восстановление Афганистана. Железная дорога однозначно повысит товарооборот и транзитный потенциал Узбекистана, и наша страна получит прямой выход на иранские порты, в том числе Бандер-Аббас и Чабахар.
В 2017 г. произошло ещё одно важное событие между Узбекистаном и Афганистаном. Было установлено авиасообщение между двумя странами. Данный шаг будет способствовать становлению Ташкентского аэропорта, как авиахаба, который будет использоваться пассажирами афганской авиакомпании для стыковочных рейсов в Германию, Великобританию и другие страны Европы.

Развитие сотрудничества с Афганистаном в сфере транспорта и строительство новых железных дорог в рамках «трансафганского» коридора в перспективе обеспечит Центральную Азию кратчайшим выходом к портам Индийского океана и Персидского залива, соединит Южную и Юго-Восточную Азию с рынками Европы и Китая.

- Какие транспортные проекты международного характера существуют в Центральной Азии? Насколько они востребованы для нашего региона?

В последнее время страны нашего региона активизировали усилия по наращиванию своих транспортных возможностей международного значения. На сегодняшний день через Центральную Азию прокладывается ряд международных транспортных проектов. Среди них можно отметить транспортный коридор «Евразия». В 2018-2023 годах планируется строительство и запуск данного коридора, который соединит Китай и Западную Европу. Магистраль пройдёт из Пекина через Астану, Москву и Минск в Берлин. По некоторым прогнозам, к 2050 году по магистрали будут ежегодно перевозиться 20 млн. тонн груза и 37 млн. пассажиров.

– «Западная Европа – Западный Китай». Участок Китай – Казахстан начал функционировать в 2016 году, это кратчайший автодорожный маршрут до Европы со сроком транспортировки грузов от 10 до 12 дней. Полноценный запуск проекта ожидается не ранее 2030 года. Коридор будет проходить по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Оренбург – Актобе – Алматы – Хораос.
– «Ляпис-лазурь». В 2017 году представители Афганистана, Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Турции подписали соглашение о создании транспортного коридора «Ляпис-лазурь». Предполагается, что железнодорожные и автомобильные маршруты соединят город Торгунди (Афганистан) с Ашхабадом (Туркменистан) и портом Туркменбаши на Каспийском море. Далее коридор будет проходить через Каспий до Баку, затем через Тбилиси в Анкару с ответвлениями в Поти и Батуми, далее от Анкары до Стамбула, Карс в Турции с дальнейшим выходом на транспортную систему Европы.
– «Казахстан-Туркменистан-Иран». В мае 2018 года по маршруту Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран проследовал контейнерный поезд. Общее время в пути по железнодорожному маршруту составляет около 2 недель, что в среднем в два раза быстрее, чем морским путем. Полагается, что к 2022 году объём перевозок грузов по железной дороге составит 5 млн. тонн в год.
– «Восток - Запад». Проект призван обеспечить транспортную связь между Китаем и Европой. Ключевым звеном транспортного коридора «Восток – Запад» является Баку – Тбилиси – Карс. Данный проект будет играть ключевую роль в налаживании регулярных перевозок грузов из Турции и Европы в страны Центральной Азии и Китай, а также в Иран. Узбекистан заинтересован в участии в данном проекте. Согласно постановлению Президента Узбекистана «О мерах по совершенствованию транспортной инфраструктуры  диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов на 2018 - 2022 годы», реализуются меры по осуществлению пилотных транзитных перевозок внешнеторговых грузов по железнодорожному маршруту Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс с выходом в порты.
– «Север  Юг». По некоторым сведениям, открытие транспортного коридора запланировано на 2020 г. Данный транспортный коридор соединит порт Санкт-Петербург с иранскими портами Бендер-Аббас и Чахбахар, через который морская ветка дотягивается до индийского порта Мумбаи.
Актуальным для Центральной Азии является то, что транспортный коридор упростит грузоперевозки из Центральной Азии, проходящие через Иран в страны Персидского залива. Коридор ежегодно будет в силах обеспечивать транзит 3-5 млн. тонн груза. Данный транспортный коридор представляет актуальный интерес для Узбекистана. Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев на саммите ШОС в Циндао, в июне 2018 года, заявил, что Узбекистан  выступает за строительство железнодорожных линий Мазари-Шариф – Герат, Китай – Кыргызстан – Узбекистан, а также за развитие трансрегиональных коридоров Центральная Азия – Персидский залив, Север – Юг и Восток – Запад.

- В последнее время, в мировом экспертном сообществе часто говорят о транспортной Составляющей китайской инициативы «Один пояс – один путь» (ОПОП). Не могли бы вы рассказать какие результаты можно ожидать в целом?

- Хочу обратить ваше внимание на то, что Узбекистан поддерживает и заинтересован в более активном участии в проекте «Один пояс – один путь». Хорошо известно, что инициатива «Один пояс – один путь», прежде всего, направлена на развитие торгово-экономических отношений, формирование новых транспортных путей, связывающих КНР с более чем 65 странами мира, на которые сегодня приходится 60% населения планеты и 30% мирового ВВП.

В мае 2017 года, в Пекине, Президент Узбекистана Ш.Мирзиеев выступая на международном форуме «Один пояс – один путь», подчеркнул актуальность использования проекта «Один пояс – один путь» для Центральной Азии. Это, во-первых, реализация крупных проектов в сфере транспорта, торговли, инвестиций, энергетики и высоких технологий в Центральной Азии, во-вторых, разработка комплексной программы действий по сотрудничеству в создании транспортно-логистических маршрутов, связывающих Центральную Азию через Китай и Россию с рынками Южной, Юго-Восточной Азии и европейских стран.

Одним из крупных транспортных проектов в рамках ОПОП может стать строительство и запуск железной дороги «Узбекистан – Кыргызстан – Китай». Интересным также является наполнение ОПОП инновационным содержанием, в частности, активизация сотрудничества в области цифровой экономики с целью формирования «Цифрового Шелкового  пути». Данная инициатива озвученная Председателем КНР Си Цзиньпином в 2017 году, на международном экономическом форуме «Один пояс – один путь», непосредственно связана с развитием национальных систем цифровой экономики и цифровой дипломатии, созданием суперкомпьютерных центров, глобальных цифровых магазинов, «умных городов», расширением электронной коммерции и медицины, а также с использованием технологии искусственного интеллекта в решении различных внутриполитических и внешнеполитических задач государств.

Сегодня, цифровые услуги в сфере транспорта и логистики набирают обороты практически во всех развитых и развивающихся стран мира. Учитывая данную тенденцию, в ходе международной конференции планируется обсуждение вопросов, связанных с внедрением информационных технологии, маркетинговых и цифровых транспортных услуг в автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорты стран Центральной Азии.

- Какие Вы ожидаете результаты и эффекты от данного мероприятия?

- Хочу отметить, что в Узбекистане впервые пройдет международный форум по транспортным коридорам. Будем надеяться, что Узбекистан внесёт большой вклад в создание благоприятных условий для долгосрочного и многостороннего сотрудничества по вопросам формирования региональной транспортно-коммуникационной системы стран Центральной Азии и активизации усилий по выработке новых инвестиционных проектов в сфере транспорта и логистики в Узбекистане и регионе.

Для региона важным и актуальным является выработка новых согласованных решений по развитию транспортно-транзитного потенциала Центральной Азии в целях выхода к морским портам зарубежных стран. Кроме того, по итогам работы конференции ожидается  подписание странами Центральной Азии общерегиональной Программы развития транспортных коммуникаций. Также ожидается обсуждение инициативы Президента Узбекистана, озвученной на саммите ШОС в июне 2017 года, о формировании системы интегрированного управления транспортными перевозками, направленной на регулирование вопросов функционирования системы интегрированного управления транспортными перевозками, упрощение перемещения товаров и транспортных средств и организацию единых подходов в проведении контроля за осуществлением международных перевозок.

Информационная служба